Автор: Марина Зажигина,
руководитель семейного клуба «Мастерская»
Те из родителей, кто «прошел» через этот критический во взрослении ребенка период вспомнят подобную картину:
Из письма мамы: Ребенок 2,5 лет, сам по себе доброжелательный и спокойный, на какое-нибудь замечание или действие начинает падать и биться головой, руками, ногами обо все что подвернется. При этом никакие Уговоры, разговоры, попытки отвлечь не воспринимаются. Оторется, подходит: «Мама, вытри сопли,» — и опять нормальный ребенок.
(Ирина)
Другое письмо: Дочке 2 года и 9 мес., делает все — абсолютно наоборот. На прогулке все время убегает от меня, при этом может выбежать на дорогу, где проезжают машины, велосипеды, иногда просто страшно. Когда говорю, что машина может задавить, у нее возникает интерес, и она нарочно выбегает на дорогу.
(Анастасия)
И еще: У моего сыны 2,4 г. в последнее время очень развилось чувство противоречия (или вредности). Например:
Мама, хочу тебя поцеловать.
— Давай поцелуй.
— НЕ ХОЧУ.
И такой диалог (с вариацией моих ответов) может длиться бесконечно. В какой-то момент он начинает плакать и дело доходит до истерики. Такое впечатление, что он не знает, как закончить этот диалог.
(Оксана)
Реакция родителей на подобное поведение ребенка может варьироваться — попытаться отвлечь, не обращать внимания (ждать, пока «оторется», как в первом письме), наказать. Но практически все родители говорят о том, что эти перемены в поведении стали полной неожиданностью, что они «не узнают своего ребенка», что его «будто подменили» и т.п. Родителей объединяет чувство растерянности и недоумения, они не понимают, что происходит с их ребенком. Многие бегут ко врачу, некоторые обращаются к психологу. И правильно делают, поскольку так называемый «кризис взросления у 2-3-леток» психологи называют «мини-подростковым» кризисом. С многими характерными чертами (по Л.С. Выготскому):
1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. При этом ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано).
2. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство отличается от настойчивости тем, что упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам; и это не просто стремление к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
4. Обесценивание и строптивость. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. Ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
5. Протест-бунт и деспотизм, проявляющиеся в частых ссорах с родителями. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и диктует всем свою волю. «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Л.С. Выготский)
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью. И замечу также, что приписывание этих признаков возрасту 2-3 лет до некоторой степени условно. В поведении некоторых детей эти признаки проявляются уже в возрасте около полутора лет. Как правило, это очень активные и энергичные непоседы. У некоторых деток «волевое противостояние» с родителями отодвигается к 4 годам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий