Беременность, роды, уход за детьми и... конечно, путешествия!!!

пятница, 26 ноября 2010 г.

Адаптация к детскому саду

Автор: Марина Зажигина,
руководитель семейного клуба «Мастерская»




Считается, что дети, посещавшие дошкольные учреждения, лучше адаптируются в школе, проще устанавливают социальные контакты. У детей, посещавших детский сад, накапливается опыт взаимоотношений со сверстниками, на который при поступлении в школу они уже могут опираться. Вот почему родители, чьи дети испытывают затруднения в общении со сверстниками, часто уповают на садик, как на средство решить эту проблему, надеясь на то, что посещение садика автоматически обеспечит детям лучшую адаптацию. В этой переоценке возможностей садика и заключается ошибка.


По статистике «на глазок», детей, удачно адаптировавшихся в детском садике, не так много. Примерно треть. Большая часть детей испытывает различного рода трудности при адаптации к детскому садику. Среди них и дети с явно негативным опытом посещения садика. Таких детей тоже примерно треть.


От чего зависит успех психологической адаптации ребенка? Безусловно, от индивидуальных особенностей ребенка + от всех тех факторов, которые разбираются в этой главе (см. пункты 2-9). Но первым и главным среди них является психологическая готовность ребенка к отрыву от матери и семьи. Ведь именно этот разрыв привычных связей и переход на новый уровень взаимоотношений с ближайшим окружением является основным содержанием кризиса адаптации к детскому саду.


Ребенку, привыкшему быть в центре внимания взрослых, предстоит привыкнуть к тому, что он всего лишь «один из...». И что теперь за удовлетворение своих потребностей ему нужно бороться, прилагая к этому все свои силы. В отличие от ситуации в семье, где его потребности стояли для родителей на первом месте и удовлетворялись почти автоматически.


Вот почему детский сад — это не «лекарство» от стеснительности, как думают некоторые родители, а скорее испытание на психологическую «зрелость», на готовность к опыту самостоятельной жизни — преодолению трудностей, построению отношений с другими людьми\детьми. Если проводить аналогии, то поступление в детский сад во многом сродни обучению плаванию путем «бросания в воду».


Для того, чтобы ответить на вопрос, необходим ли садик ребенку, стоит определить основные его плюсы. Что хорошего может дать ребенку садик по сравнению с воспитанием в семье? В основном, это опыт общения с детьми в коллективе + психологическая подготовка к школе. Хотя стоит сразу оговориться, процесс приобретения этого опыта самостоятельного общения может быть далеко не всегда приятным и безболезненным для ребенка. Да и для переживающих за него родителей.


В принципе опыт общения со сверстниками ребенок может получить и вне стен садика. Все больше и больше становится центров дошкольного развития, куда родители приводят детей на занятия и забирают после. В таких условиях дети получают возможность более щадящей, постепенной адаптации, а родители имеют возможность контроля над процессом.


Таким образом, детский сад не является необходимым для ребенка. Однако желателен опыт посещения детского сада непосредственно перед школой в качестве «тренировки».



Приглашаем на детские программы семейного клуба «Мастерская» (Москва)



Записаться на заниятия можно по телефону +7 (906) 773-59-75 или +7 (495) 616-34-31

Комментариев нет:

Отправить комментарий